Минтранс разработал новые правила проезда по платным дорогам

Источник фото: Газета.ру


Проект новых «правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автодорогам федерального значения» разработан Минтрансом и проходит «регламентные процедуры», сообщили “Ъ” в министерстве. В марте 2022 года документ заменит нормы, действующие с 2010 года.

Основные изменения, пояснили в Минтрансе, связаны с применением на российских дорогах безбарьерной системы «Свободный поток» (free-flow). Эта система, напомним, уже применяется на Центральной кольцевой автодороге в Подмосковье и запланирована к внедрению на М4. Новые же правила вносят юридические и технические правки для окончательной легализации «Свободного потока».

Между тем редакция новых правил, с которой ознакомился “Ъ”, содержит и другие новые нормы, с free-flow не связанные. При обнаружении «недостатка платной услуги» либо при оказании ее «не в полном объеме» автомобилист сможет потребовать «безвозмездного оказания услуги», либо «соразмерного уменьшения стоимости услуг», либо «возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных услуг». Два источника подтвердили “Ъ” наличие данного пункта в последнем проекте постановления. В пояснительной записке Минтранса к документу нововведение никак не разъясняется.

К упомянутым в документе «недостаткам» может быть отнесена ситуация, когда проезд по дороге на максимальной разрешенной скорости невозможен, например, из-за снежных наносов, предполагает руководитель направления юридической фирмы a.t.Legal Вадим Резниченко, или участок дороги пришел в ненадлежащее состояние.

«Во всех этих случаях водитель будет вправе потребовать соразмерного уменьшения стоимости услуг»,— считает Вадим Резниченко. По мнению основателя и управляющего партнера юридической группы «Шипович и партнеры» Дениса Шиповича, «некачественной услугой» будут считать ситуации, когда оператор дороги своевременно не устранил причину пробки. «Не исключаю, что суд может принять позицию автовладельца, если последний сумеет доказать, что его автомобиль был поврежден из-за недостатков дорожного полотна»,— предполагает он. Сегодня для защиты своих прав на получение качественных услуг пользователи платных дорог пользуются общими нормами Гражданского кодекса и законодательством о защите прав потребителей, пояснил Вадим Резниченко. «Теперь же водителям будет легче обосновать свою правоту»,— считает эксперт.

Новые правила между тем содержат также обязанность водителя при использовании транспондера размещать его «в соответствии с инструкцией оператора» (обычно его нужно вешать на лобовое стекло около зеркала заднего вида).

Если устройство перевозится в бардачке или в другом месте, откуда не проходит сигнал, автомобилист теряет право на проезд по платной дороге с free-flow. Вводится запрет выезжать на платную дорогу с нечитаемыми или «умышленно скрытыми» номерами. Какая санкция будет применяться за нарушение, в материалах Минтранса не поясняется.

С операторов платных трасс, в свою очередь, новые правила снимают обязанность размещать в пунктах взимания платы (ПВП) и на информационных табло данные об изменении тарифов. Компании также смогут не открывать шлагбаум на ПВП перед машиной с «просроченной задолженностью» по оплате проезда, причем на любых платных дорогах. Иными словами, если водитель задолжал оператору Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, то его на пустят на М4 при поездке на юг России.

Представленная Минтрансом редакция не окончательная: в ближайшие дни, по данным “Ъ”, она будет обсуждаться на одном из совещаний в правительстве и впоследствии будет дорабатываться.